Путешествия


Симоновские чтения – 2018: Буйничское поле, встречи и дипломы

03.12.2018

30 ноября и 1 декабря я принимала участие в Международный Симоновских чтениях – 2018, которые проходят в белорусском Могилёве. Подробно о насыщенной программе этого форума рассказывает сайт Смоленской областной организации Союза писателей России:

Представительная делегация Смоленской областной организации Союза писателей России: председатель Правления Олег Дорогань, два его заместителя Анастасия Самофралийская и Мария Парамонова, член правления Вера Суханова, поэты Любовь Сердечная и Наталья Толбатова, а также секретарь организации Галина Николаенкова, приняла  участие в международном форуме, приуроченном ко дню рождения писателя Константина Симонова. Вместе с писателями в Могилёв прибыл член Президиума регионального политического совета Партии «Единая Россия» Олег Толстоус.
Ежегодные международные Симоновские чтения проводятся уже в восьмой раз, впервые они были проведены в 1980 году, в годовщину смерти знаменитого писателя, отважного военкора Константина Михайловича Симонова. Организатором  чтений выступает общественная организация «Русское общество» ( председатель МГО РОО «Русское общество» Елена Опидович), поддержка оказывается Могилёвским областным и городским исполкомом, Могилевским областным отделения Союза писателей Беларуси, а также Смоленской областной организацией Союза писателей России. Участие смоленских писателей в Симоновских чтениях не первый год проходит при содействии председателя Смоленской областной Думы, Секретаря регионального отделения «Единой России» Игоря Ляхова.
30_ноября 2018 года Смоленская делегация прибыла на Мемориальный комплекс «Буйничское поле» для  возложения цветов  к памятному камню, на котором воспроизведен автограф Константина Симонова. Именно здесь в июле 1941 года военный корреспондент Константин Симонов увидел страшное лицо войны, которое навсегда отпечаталось в его пямяти. 20 июля 1941 года в газете «Известия» был опубликован очерк «Горячий день» о самоотверженной защите Могилева. Тогда за сутки 388-й стрелковый полк С.Ф. Кутепова подбил 39 танков. Впоследствии драматичные события тех дней – не лаконичным слогом журналиста, а безапелляционным языком писателя-реалиста, были отражение в книге прозаика «Живые и мёртвые». Битва под Могилёвом оказалась настолько важна для Симонова, что согласно завещанию, его прах был развеян над Буйничским полем.
После митинга у памятного камня участники Симоновских чтений направились  в расположенный в Буйничах  Агролесотехнический колледж  имени К.П.Орловского, учащиеся и педагоги которого бережно сохраняют память о героических страницах военной истории. В актовом зале учебного заведения состоялось торжественное открытие Международных Симоновских чтений. Начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Могилевского горисполкома Инна Короткевич выступила с приветственным словом. Обращение к участникам форума главы Смоленской областной Думы, Секретаря регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Игоря Ляхова зачитал Олег Толстоус, член Президиума регионального политического совета Партии «Единая Россия». В частности, Игорь Васильевич отметил, что творческое наследие Константина Симонова поистине является народным, не позволяет искажать события Великой Отечественной войны, воспитывает чувство патриотизма, благодарности и уважения к историческому наследию и героическому прошлому. Председатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Олег Дорогань в своем приветственном слове подчеркнул патриотическую направленность Международных  Симоновских чтений. Также он отметил, что  Симоновские чтения являются одним из символов дружбы между народами России и Беларуси.
Затем от слов приветствия участники Симоновских чтений перешли к обсуждению актуальных вопросов, связанных с сохранением творческого наследия К.М.Симонова и памяти о героической обороне Могилёва.  В ходе конференции Почетный председатель Могилевской городской ветеранской организации Матьков Ф.Н. поделился воспоминаниями о личном знакомстве с Константином Симоновым, член Центрального совета Международной Ассоциации малолетних узников фашистской неволи Мартынов И.И. рассказал об обороне Могилева в июле 1941 года и важной роли ополчения. Хованский П.И., хранитель мемориального комплекса «Буйничское поле» рассказал о развитии экспозиции мемориального комплекса. Искров Л.В.,  председатель литературного объединения «Ветеран», член Союза писателей Беларуси поделился воспоминаниями о своем военном детстве и отметил, что Симоновские чтения не дают забыть события того страшного времени.    Директор Могилевского государственного профессионального агролесотехнического колледжа  Малиновский Г.Н. рассказал о проводимой здесь воспитательно-патриотической работе.  В работе конференции приняли участие представители Могилевской областной организации Белорусского союза офицеров, Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь».
По_окончании конференции для участников чтений была проведена экскурсия в музей под открытым небом, где воссозданы окопы, вышка смертников, немецкий дот, представлен трофейный  танк. В музее Константина Симонова, экспозиция которого занимает просторный зал на территории коллежа, участникам чтений рассказали о фронтовом пути военкора. На стендах представлены архивные фотографии и статьи из фронтовых газет.
В_тот_же день, во второй его половине состоялась церемония награждения победителей VIII Международного литературного конкурса имени Константина Симонова. На конкурс было представлено  почти 500 работ в трёх номинациях и трёх возрастных категориях. География конкурса становится все обширнее, теперь в нем принимают участие не только писатели России и Беларуси, но и авторы из других стран. Члены жюри  отметили и высокое качество присланных творческих работ. В номинации «Малая проза» дипломы победителям и дипломантам вручал Олег Дорогань, сопредседатель жюри конкурса. В номинации «Поэзия» эта почетная миссия была поручена Вере  Сухановой,  поэту, переводчику, члену Союза писателей России, а в номинации «Перевод» – Яне Явич, члену Союза писателей Беларуси (Минск).
Писатели – члены Смоленской областной организации Союза писателей России ежегодно активно участвуют в Симоновском конкурсе.  В числе победителей конкурса в этом году -  Любовь Сердечная, занявшая второе место в номинации «Поэзия». А Мария Парамонова стала победителем в номинации «Малая проза» (1 место), и заняла второе место в номинации «Поэзии». (В номинации «Малая проза» я представила на конкурс рассказ «Одеяло», а в поэзии – подборку стихотворений «Три казака», «Во имя Добра», «Ратник» – прим. авт.).
Победители конкурса прочли стихотворения и переводы, отмеченные жюри конкурса и были награждены аплодисментами.  «Проникновенно и до глубины души звучали стихи победителей, лауреатов конкурса из Смоленска: Марии Парамоновой и Любови Сердечной, – Галины Радионовой из Гомеля, гостя чтений Дмитрия Юртаева из Минска…» – пишет в обзоре чтений Елена Опидович, председатель МГО РОО «Русское общество».
1_декабря писатели – участники Симоновских чтений провели творческие встречи со студентами Могилевского государственного университета продовольствия и учащимися агролесотехнического колледжа в агрогородке Буйничи. Смоленские писатели отметили, как внимательно слушали ребята стихи, какая позитивная атмосфера царит в белорусских учебных заведениях.
Сайт МГУП сообщает: «На встрече присутствовали председатель Могилевского городского отделения РОО «Русское общество» Е.С. Опидович, председатель Смоленской областной организации Союза писателей России О.И. Дорогань, член Регионального координационного Совета сторонников Всероссийской политической партии «Единая Россия» О.И. Толстоус, поэтессы: Мария Парамонова, Любовь Сердечная, Галина Радионова.
Гости поделились со студентами своими стихотворениями и отметили огромное значение творчества писателя и военного журналиста Константина Симонова. Мария Парамонова подарила университетской библиотеке (директор библиотеки Сивенкова И.Н.) свои сборники стихов «Марьин скит», «Млечный путь», «Галерея грёз»». (На творческой встрече я прочитала три стихотворения конкурсной подборки и по одному стихотворению из каждой книги – «Прошел понедельник и вечер…» из «Галереи грёз», «Счастье» из «Млечного пути» и «Мой дом» из книги «Марьин скит» – прим. авт.)
В агролесотехническом  колледже перед студентами выступили смоленские авторы Вера Суханова, Анастасия Самофралийская, Наталья Толбатова, а также Яна Явич и Дмитрий Юртаев из Минска.
По окончании литературных встреч со студентами писатели вновь собрались   на  Буйничском поле. Там П.И.Хованский, научный сотрудник УК «Музей истории города Могилева» провел экскурсию по мемориальному комплексу.  Ледяной ветер проносился меж танков и орудий, сметал снег с застывшего Озера слёз, свистел  в конструкциях мемориальных плит с именами погибших на Буйничском поле защитников.  В этой земле лежит еще много воинов, чьи имена неизвестны. Кажется, это поле, как Константин Симонов, видело здесь то, что невозможно забыть, что нужно помнить, дабы не повторилась трагедия десятков миллионов людей во всем мире, ставших жертвами фашизма и милитаризма.
Во имя этой памяти Международный литературный проект «Симоновские чтения» и собирает в таком знаковом, священном месте писателей и молодежь, обращая внимание современников на  события Великой Отечественной войны, героической обороны Могилева и творчество Константина Симонова.

«Русские сезоны» для Клеопатры

10.11.2018

9 ноября 2018 года я приняла участие в презентации «турецкого» выпуска экспортного альманаха «Русские сезоны», издание которого приурочено к Стамбульской книжной выставке-ярмарке. Часть тиража альманаха направлено в правительство Турции и Министерство культуры РФ в целях укрепления культурных связей между Россией и Турцией. 2019 год будет объявлен Годом культуры и туризма России и Турции, в рамках этой акции президенты обеих стран ведут переговоры о том, чтобы в 2019 году русский язык стал вторым национальным языком в Турецкой Республике, был вновь разрешен безвизовый режим между странами, а российские рубли можно было свободно использовать на территории Турции.

Московская презентация книги, изданной тиражом 3 500 экземпляров, состоялась в рамках встречи литературного салона «Архитекторы мысли» в Центральном доме архитектора или ЦДА ( Москва, Гранатный переулок, 7 ).

Я впервые побывала в этом интересном комплексе, состоящем из трех зданий. ЦДА с 1932 года является офисом Союза Московских архитекторов и площадкой для проведения различного рода культурно-просветительских мероприятий.

Центральная часть ЦДА имеет вид фасада-декорации с тремя арочными порталами.  Венчает фронтальную сторону постройки майоликовый картуш, выполненный Владимиром Фаворским, и схематично изображающим генеральный план Москвы.

 На презентации альманаха «Русский сезоны» генеральный продюсер «Русского литературного центра» Никита С. Митрохин представил авторов альманаха.

Я прочитала опубликованное в издании стихотворение «Клеопатра в Сиде», написанной в упомянутом городе-курорте анатолийского побережья в докризисный период. Кроме этого стихотворения, сюжет которого основан на местной легенде о тайном свидании Клеопатры и Марка Антония в Сиде, в сборнике опубликованы три небольших стихотворения под общим заголовком «Три восьмистишия из Кемера» (ранее этот цикл публиковался под названием «Морские»).  На презентации я прочла также стихотворения «Марьин скит» и «Скрепы».

Представление книги в Турции издатель планирует осуществить в период с 10 по 18 ноября 2018 года на трех площадках:
- Стамбульская книжная выставка-ярмарка 2018 года (37th International İstanbul Book Fair 2018),
Культурный центр Махмутлара в зале библиотеки «Русский мир»,
-  Центр изучения русского языка RUKEM.

Русско-турецкие отношения, кажется, преодолели кризис 2015 года. Издатель альманаха «Русские сезоны»  Национальное агентство по печати и СМИ «Русский литературный центр» ожидает, что взаимный год культуры и туризма изменит структуру российского экспорта в Турецкую республику – в нем возрастет доля печатной продукции – книг русскоязычных писателей, в том числе – книг авторов выпуска «Русские сезоны: İstanbul Book Fair».

Торжокская сестра карельской погорелицы

17.09.2018

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Душа России – в малых городах. Концерт в поддержку восстановления храма

06.08.2018

4_августа в Старице праздновали День города и района,  который начался с благого дела. Возле храма Рождества Богородицы, расположенного на противоположном берегу Волги от Свято-Успенского монастыря,  состоялся благотворительный концерт «В краю родном всему начало…» творческих коллективов Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка», воспитанников детской хореографической школы «Фуэте» из подмосковного Зеленограда и с моей поэтической страничкой.

Мероприятие призвано привлечь внимание к восстановлению прекрасного комплекса церкви Рождества Пресвятой Богородицы, называемой также церковью Параскевы Пятницы на Торгу. Храмовый ансамбль строился в период 1728–1825 гг. и сочетал в себе мотивы позднего классицизма и барокко. В 1935 году храм закрыли, несколько десятков лет использовали под склады. Теперь началось восстановление церкви «всем миром» – состояние построек требует дальнейшей реставрации и помощи всех неравнодушных людей. Концерт проводился при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области, Администрации Старицкого района,  с благословения настоятеля Храма протоиерея отца Димитрия.

Глава администрации Старицкого района Сергей Журавлев принял участие в открытии концерта. Я побеседовала с ним для подготовки обзора праздника в еженедельнике «Караван + Я».

- Сергей Юрьевич, расскажите, каково участие Администрации Старицкого района в восстановлении храма?   Ходатайствуете ли Вы перед региональными, федеральными властями о восстановлении этого памятника архитектуры?

- Учитывая, что данный храм – это памятник архитектуры федерального значения, наша помощь выражается в проведении субботников по расчистке территории. Аппарат администрации Старицкого района был первым, кто пришел сюда на субботник, и это дало толчок к развитию восстановления храма. Сегодня здесь проходит праздник города и района, и это тоже привлекает внимание к храму. Очень много средств требуется для восстановления храма и территории вокруг него. Здесь мы хотим сделать хорошую набережную. Это наша история, наше богатство, наша культура. Если у нас это есть – у нас есть будущее. Мы пишем обращения в региональный и федеральный фонды имущества, в Министерство культуры. Но мы с вами понимаем, что у нас очень много храмовых комплексов по территории России, средств не хватает.  Я считаю, что было бы замечательно, если напротив такой светлой и прекрасной обители как Свято-Успенский монастырь возродилась бы и Параскева Пятница.

- Проводилось ли исследование фресок в этом храме?

- Пока нет. Это достаточно глубинные работы. Нужно привлекать экспертов высокого уровня, а это требует немалых средств. На первом этапе это можно было бы сделать силами тех людей, которые хотят помочь. Если есть профессиональные эксперты, которые готовы будут провести первичное обследование фресок на благотворительной основе, мы будем рады. Вот подпорная стена, к сожалению, обвалилась. Тоже нужна помощь. Душа России – в малых городах. Здесь живет коренное население,  а те, кто приезжает, удивляются встрече с нашей историей. Мы надеемся, что Старица будет следующим городом, вслед за Торжком, который получит грант в рамках конкурса малых исторических городов. Мы уже участвовали в конкурсах, но не победили. Но мы будем  и дальше работать над этим.

О сложностях восстановления храма рассказал настоятель отец Димитрий:

- Начали восстанавливать храм Параскевы Пятницы в июне 2017 года, приход у нас небольшой – 17 человек пока. Надеемся, что он увеличится по мере восстановления нашего храма. В первую очередь мы настелили полы, полностью укомплектовали церковной утварью алтарь. Служба у нас началась 1 ноября 2017 года, каждую субботу служба в 16 часов, в воскресенье – в 9 часов.  В перспективе мы восстановим придел Параскевы Пятницы, который находится справа, слева – придел Нила Столобенского.

К разговору подключается староста храма Василий Иванович:

- За две недели до Пасхи благодетель Алексей из Санкт-Петербурга, он даже не назвал своей фамилии, пожертвовал нам пять колоколов на колокольню. Благодетель Дмитрий Сергеевич из Москвы помог с ремонтом куполов, привез икону Параскевы Пятницы, принял участие в восстановлении часовенки. Крыши починили, двери заказали. Но вот одна трудность – подпорная стена начала валиться. Нужно делать водоотвод, стену укреплять, но все упирается в денежные средства. А вот здесь в нишах у нас фрески – лик Петра и лик Павла, только почти ничего не осталось от них, еле видны, 200 с лишним лет им. Мы стараемся сохранить всю старину, и двери и замок. Все здание храма построено из белого камня местных каменоломен. Уже и детей крестим – одна женщина с Урала приобрела для храма купель. А 28 сентября у нас пройдет первое венчание, это пара наших прихожан.

- Как же восстановить эти фрески? Если фрески ценные, то, вероятно, государство, Министерство культуры должно профинансировать их восстановление?

Отец Димитрий считает, что все проблемы можно решить, главное – не прекращать усилий:

- Сейчас мы готовимся к зиме, окна ставим. Это первоочередная задача. Фрески представляют большую ценность, в главном приделе сохранились большие фрагменты фресок. Чтобы восстанавливать, их нужно включить в программу. Было бы очень хорошо, если бы государство помогло и с восстановлением подпорной стенки и с фресками.  Для этого нужны  большие средства. А пока мы занимаемся аварийно-спасательными работами. Будем пытаться попасть в программу, в этом нам необходимо содействие и граждан и местных и региональных властей. У меня есть опыт, вот  в Красном дороги не было, теперь есть.  Вода камень точит. Когда запускаешь механизм, он туго идет, а когда раскрутится – уже не остановишь.

Для_старичан и гостей города на импровизированной сцене – ступенях у подножия храма выступили коллективы Дворца культуры Пролетарка Народная хоровая академическая капелла под руководством Марины Кирпу, народный ансамбль танца «Тверичане» имени Е.И.Комарова, а также Детская хореографическая школа «Фуэте» из Зеленограда.

4 августа Православная церковь вспоминат Святую Равноапостольную Марию Магдалину, а у меня в этот день именины. Поэтому я прочла стихотворение «Мария из Магдалы», стихи православной тематики.

Директор ГБУК ТОДК «Пролетарка» Елена Постнова приехала на праздник вместе с творческими коллективами:

- Тверской областной Дворец культуры «Пролетарка» является областным методическим центром, и, объективно говоря, на нас лежит феноменальная ответственность по участию в проектах наших коллег в муниципальных образованиях, культурологических, историографических, тем более – проектов по возрождению православных святынь. Мы очень тесно сотрудничаем с нашей Митрополией. Проекты, совместно реализуемые с РПЦ на постоянной основе, это и Фадеевские чтения, и Покровские вечера.  Это не случай, это закономерная история взаимоотношений и с Православной церковью и с коллегами из муниципалитетов. Если  говорить о данном пилотном проекта в рамках крупного проекта «Малые города Верхневолжья» под патронажем Комитета по делам культуры Тверской области. Мы привезли сюда благотворительный концерт и счастливы, что можем поучаствовать в возрождении православного храма. Я была потрясена красотой этой земли, воцерковленностью старичан, их внутренней культурой и сельской интеллигентностью, гордостью за свою землю.

Инициатор проектов развития Татьяна Соколова приняла участие в организации ярмарки:

- У Храма Параскевы Пятницы, сильной покровительницы торговым и промышленным делам,  ярмарка раньше  была  всегда. Надеемся, что дело возродится. Торговля началась. А вместе с нею Храм у Волги вновь вернёт величие и место расцветёт. Сегодня здесь прекрасно. Много лиц, молитв, улыбок, чая и товаров. Добрые слова и песни Волге и дорогому городу. Горожане, власть, ремесленники, гости, дети — все наслаждаются общением и праздником.

Единомышленник Татьяны Константин Бенедиктов тоже верит в будущее старицкой земли:

 - Я живу в Родне Старицкого района 20 лет, провожу фестиваль для художников, музыкантов и других творческих людей «РоднЯ в РОдне». В 2016 и 2017 году трехдневный фестиваль провели успешно, в нынешнем не удалось, но жизнь в Родне уже оживляется. Надеюсь, в следующем году увидеть вас в числе гостей нашего фестиваля!

Юлия Пленкова (проект «Альтуристы») развивает местные сообщества в глубинке:

-  Туристы приезжают в древний или малый город и помогают местной инициативе. Мы организуем проживание, питание местными продуктами. Это может быть благоустройство, как в Тутаеве. Где-то мосточки строили, где-то развивали малый бизнес, помогали в сборе лекарственных трав. Неважно, что за инициатива, главное, чтобы местное сообщество подключилось и люди начали общаться. Потом сообщество развивается без нашего участия. Такой праздник как сегодня – прекрасный пример успешно реализованной инициативы.

Действительно, под звуки народных песен  жители и гости города осматривали торговые ряды с  изделиями народных промыслов и сувенирами. Ощущение праздника было всеобъемлющим. В день города и района также открыта детская площадка в форме корабля – это связано с именем знаменитого уроженца Старицы адмирала В. Корнилова. Большая площадка в городском саду стала местом проведения концерта солистов и творческих коллективов из Москвы, Твери, Старицы. Завершился праздник салютом.

На исходе июля…

29.07.2018

 

_________* * *

На исходе июля коралловой стала Луна.
На Олимпе созвали симпозиум высшие боги.
Там со склонов текла водопадом живая волна,
Там белели лебяжие крылья и камни дороги.

Хохотушки-дриады резвились в тенистом саду,
Звуки струн извлекали  смешные и страшные фавны,
Там Гермес продавал десять царств за чужую вражду
И стоял Прометей у скалы, грузной цепью придавлен.

Но явился Орфей, и замолк громогласный Арес - 
На Олимпе так мало божественных чистых феерий. 
И, тряхнув головой седовласою, царственный Зевс
По ступеням сошел и заслушался песней Орфея. 

Новоторжский рубеж: поэзия битвы

02.05.2018

Архитектурноэтнографический музей «Василёво» в Торжокском районе Тверской области с 29 апреля по 2 мая был погружен в эпоху Средневековья. Здесь прошел ставший уже традиционным для Верхневолжья Всероссийский, с международным участием фестиваль исторической реконструкции и средневековых промыслов «Новоторжский рубеж 2018″. Фестиваль проводился в пятый раз, но впервые местом битвы было выбрано Василево, и это верное решение!

Главный организатор фестиваля, руководитель клуба военной реконструкции «Новотор» Валерий Цыков доволен локацией:
-
- Раньше фестиваль проводился на городском валу в Торжке, который уже не мог вместить всех желающих. Нынче фестиваль собрал порядка трех тысяч участников и гостей из разных городов России и Беларуси. Здесь гораздо свободнее, можно обустроить лагерь. Программа стала более зрелищной, поскольку увеличилась площадка. Главное событие – бой на каменном мосту – запомнится всем надолго!
.
Действительно, витязи из клубов реконструкторов дружно шагали от палаточного лагеря вверх по окруженной деревьями дороге к ристалищу. После открытия фестиваля утром 30 апреля был совершен молебен.
.
Затем развернулись основные события: бугурт или массовое сражение, бои один на один, «пехотный шкаф» – бои два на два с деревянными колами в качестве оружия, соревнования лучников и лучниц, успешно поражавших как неподвижные, так и движущиеся мишени.
.
Паузы между битвами были творческими. Впервые формат фестиваля «Новоторжский рубеж» дополнили выступления поэтов из Москвы, Твери, Торжка.
.
Вера Грибникова и я представляли на фестивале Тверь, а в числе торжокских поэтов неожиданно оказался и главный организатор Валерий Цыков.
.
Я прочитала стихотворения «Валунный мост», «Баллада о сожженных» и «Мне кажутся знакомыми шаги…»(«Юлия»).
.
Историческая поэзия, воссоздающая сюжеты и образы людей прошлого, органично дополняет реконструкции баталий, поэтому формат турнира стихотворцев решено в следующем году расширить. Об этом мы побеседовали в шатре оргкомитета с Павлом Булановым из Москвы.
.
Также программу фестиваля украсили мастер-класс по средневековому танцу и выступления музыкальных коллективов; кузнецы чинили доспехи, а гончары учили изготовлению посуды на гончарном круге.
.
Торговые ряды удивляли обилием
тематических изделий народных промыслов – от оружия до украшений, изготовленных по историческим образцам, найденным в результате раскопок и хранящимся в музеях.
.
Хед-лайнер фестиваля – битва на Валунном мосту была зрелищной, благо мост хорошо просматривается с берегов пруда, кишащего звонкими лягушками. По задумке организаторов, вражеский отряд прорывается в Торжок, но стража не дремлет!
.
Спешу опровергнуть появившиеся в интернете ложные сообщения о том, что знаменитый мост – творение великого русского архитектора Н. А. Львова обвалился. Недобросовестные охотники за сенсацией сопровождали сообщения типа «Чертов мост из «Ночного дозора» рухнул» кадрами из упомянутого фильма. Источником слухов послужили, судя по всему, выложенные пользователями в соцсетях фотографии с участком моста, на котором отсутствует декоративная каменная кладка. Мост был цел до фестиваля, остался таковым и после.
.
Заведующая Архитектурно-этнографическим музеем под открытым небом «Василево» на территории бывшей усадьбы Львовых Ольга Глазачева рассказала, что еще осенью музей сообщил в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области об ослаблении западной стенки моста, декорированной диким камнем. Специалисты обследовали памятник архитектуры: выпавшие камни не утрачены, несущая способность моста не нарушена.
.
Следует отметить, что при реставрации Валунного моста в 2002 году, когда его состояние действительно было плачевным, мост был надежно укреплен, дорога охвачена железо-бетонным поясом, утраченные валуны восстановлены.
В 2011 году также проводились текущие ремонтные работы. Сейчас западная стенка требует лишь небольшого косметического ремонта, который обещают произвести летом этого года.
.
Фестиваль «Новоторжский рубеж» оставил у его участников и зрителей только положительные впечатления: красивое место, отличная погода, цветущие подснежники, которые никто и не думал рвать, дамы в длинных платьях и витязи в доспехах… До встречи на «Новоторжском рубеже – 2019»!
.
* * *
.
09.05.18.
.
Текст этой заметки редакция еженедельника «Караван+Я» включила в фотообзор фестиваля, ставший темой номера

№ 18 (1150) от 09.05.2018 – в редакционной версии под редакционным заголовком и с редакционными подзаголовками :)
.
На фестивале побывали члены редакции еженедельника, у которых создалось впечатление, что будущее фестиваля под вопросом. Надеюсь, что это не так. Вот ссылка на статью в Караване.

Главная книжная выставка, московские поэты и «Марьин скит»

12.09.2016

 11 сентября 2016 года я впервые приняла участие в главной книжной  выставке России – Московской международной книжной выставке-ярмарке на ВДНХ в качестве автора. Как читатель я побывала на ней впервые, кажется, в 1994 году.

В  работе выставки-ярмарки активное участие традиционно принимает Издательство «У Никитских ворот», в котором тиражом 1000 экземпляров издана моя новая книга стихов «Марьин скит». В неё вошли стихи духовной, исторической и философской тематики, лирический цикл «Парижский блокнот» и поэма «Город в области сердца», написанные в период с 2007 по 2016 год.

На стенде Издательства «У Никитских ворот» было представлено множество новых книг и авторы могли представить свои произведения гостям выставки, о чем гласили афиши, размещенные на стенах секции.  В 11 часов я провела презентацию моей книги «Марьин скит», а затем свои книги представили другие авторы. Особенно интересной для меня была презентация книги «Девять жизней» прозаика Елены Гнитеевой, пишущей в жанре психологической фантастики.

 В 15 часов на большой сцене у павильона №75, в котором проходила ММКВЯ, под эгидой Издательства «У Никитских ворот» состоялся концерт «Московские поэты» . Такое название носит книжная серия издательства, в которой уже вышло немало книг. Я также приняла участие в концерте, хотя моя книга вышла вне данной серии.

Вёл концерт известный московский поэт, первый заместитель председателя МГО Союза писателей России, лауреат Всероссийских и Международных премий Максим Замшев. Мне запомнились его стихи, наполненные проникновенным лиризмом и сюжетной достоверностью. Он представлял авторов – московских поэтов, которые читали, и даже пели свои стихи. Среди участников концерта – такие замечательные поэты, как Иван Голубничий, Алексей Шорохов, Анатолий Пшеничный, актер и поэт Антон Шагин и другие.

Я, в свою очередь, прочла стихотворения из новой книги: «Во имя добра», «Баллада о сожженных», «Кто говорит на древнем языке…». Тёплый прием зрителей и аплодисменты, а так же добрые слова писателей и гостей ярмарки, стали для меня наградой и побуждением к действию.

По Волге на «Волго»

25.07.2016

 20 июля я отметила очередной день рождения. На этот раз я решила отправиться в путешествие по реке. Палуба яхты «Волго», на которой её капитан  Павел Федоров неоднократно становился победителем парусных регат в 1 классе (килевые яхты с гоночным баллом УПО-ТОДТ до 5,65), легко вместила группу «матросов».

Рассекать волжские просторы я отправились вместе с сыновьями Павлом и Иваном, который давно мечтал побывать в роли помощника капитана. Вместе с нами в путешествие отправились моя подруга и ванечкина крёстная Светлана Глухова и её супруг Андрей.

Когда яхта «Волго» отчалила от Речного вокзала, была прекрасная погода – светило солнце, дул лёгкий ветерок. Чайки проносились над рекой по своим птичьим делам. Потом налетевшая тучка полила нас дождем, а крепчающий ветер довершил работу над нашими прическами. После городского шума и суеты можно было, наконец, насладиться свежестью и красотой. Мимо проплывали живописные зелёные берега, домики, причалы и даже портовые краны. Мы тут же вспомнили мультфильм «В порту» и пропели о том, как «через акваторию мчится катерок…».

Литературную страницу, без которой мой день рождения, конечно, не мог обойтись, представил Ваня. Он прочитал наизусть отрывок из пушкинской Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди: «Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет…». Потом Ваня прочитал его ещё раз «на бис» выглядывая из яхтенного люка с биноклем в руках. Капитанский бинокль, а также мягкие игрушки порадовали «помощника капитана» настолько, что он забыл даже про конфеты.

Когда возвращались, уже вечерело. Путешествие понравилось всем, а я решила записать впечатления, пока они не потерялись в будничной суматохе. Здесь уместно вспомнить моё стихотворение, связанное, как раз с Волгой.

*  *  *

От истока и до устья
Плавно движется вода,
Но зачем-то синей грустью
Замирает иногда.

И уже с другой повадкой
Вспять течению бежит
И порывом ветра кратким
Неизменно дорожит.

Как прекрасны эти блики!
Лучше ль гладкая вода,
Что волною влажных линий
Не взметнётся никогда,

И не станет вдохновеньем,
Лёгкой строчкою стиха,
Или просто впечатленьем,
Не потерянным – пока.

Больше стихов – здесь      Больше фотографий – в альбоме на странице «Фотогалерея»

Я влюблена в Изборск!

01.08.2015

25 июля я снова приехала в Изборск на поэтический фестиваль «Словенское поле». К сожалению, в этом году меня не сопровождали мои дети и у меня был только один день, но он был незабываемым!

История фестиваля «Словенское поле» ведется с 2008 года, когда инициативной группой поэтического журнала «Поэзия. 21 век», при поддержке Музея-заповедника «Изборск» был проведен первый поэтический форум у стен старинной русской крепости. В 2012 году фестиваль стал одним из праздничных мероприятий, посвященных 1150-летию Изборска. Его проведение организовали Псковское региональное отделение Союза писателей России и Государственный комитета Псковской области по культуре. Начал издаваться сборник избранных произведений участников чтений. Фестиваль стал проводиться ежегодно и в 2015 году собрал поэтов, пишущих на историческую тему в пятый раз.

Во время экскурсии по Государственному историко-архитектурному и природно-ландшафтному музею-заповеднику крепости Изборск  я с интересом рассмотрела создающиеся там декорации для съёмки фильма по роману В. Мединского «Стена». Читатели сайта знают, что я написала по этому роману пьесу-инсценировку, «по мотивам» которой Смоленским драматическим театром в 2013 году был поставлен спектакль. От души надеюсь, что уж в фильме-то тема мальчика Саши, взрослеющего в осажденной крепости, будет раскрыта.

 

 В Нескучном садике в этом году соорудили эстраду, но поэты предпочитали быть ближе к «залу» и только барды, завершающие чтения в Изборске, восходили на сцену для исполнения своих песен. Поэтическую часть чтений открыла Наталья Советная, которой был вручен диплом лауреата за 1-е место в конкурсе исторической поэзии. Организатор фестиваля Андрей Бениаминов отметил, что Наталья не только пишет замечательные стихи, она активный популяризатор творческого наследия выдающегося поэта-фронтовика Игоря Григорьева, возглавлявшего псковскую писательскую организацию. Наталья Советная прочла стихи Игоря Григорьева и свое стихотворение, победившее в конкурсе.

 Организатор фестиваля Вита Пшеничная продолжила поэтические чтения, приглашая поэтов к микрофону. Предваряя свое выступление, я сказала, что в 2014 году была единственной участницей фестиваля от Смоленска , но мой восторженный рассказ об этом празднике поэзии и публикация на сайте организации не оставили смоленских писателей равнодушными. В этом году в Изборск приехала целая делегация из четырех писателей! Я прочитала стихотворение «Во имя добра», входившее в мою фестивальную заявку и посвященное моему деду.

А потом наступило время для чуда! Я прошла мимо крепостной стены, миновала часовенку, стоящую у обрыва, спустилась по склону и по тропе пришла к Словенским ключам. Эти прозрачные прохладные потоки, выходя из отвесной слоистой каменной стены, ведут свой короткий путь к Городецкому озеру. Ключей двенадцать и посвящены они двенадцати Апостолам, они расположены рядом друг с другом, переплетая свои струи в неспешной беседе. Я омыла лицо и выпила по пригоршне воды из каждого ключа и на душе стало светло и радостно. Обратный путь в гору был легким и приятным, а на поле перед крепостной стеной участники исторической реконструкции пригласили меня пострелять  из арбалета.

Возвращаясь в Нескучный садик я подумала, что хорошо бы сохранить до следующих чтений это ощущение светлого счастья…

 

 Вечером поэтическое общение продолжилось в кафе «Старое кино» в центре города Пскова. Неформальная программа предполагала чтение стихов на свободную тему, и я прочла несколько лирических произведений из книги «Галерея грез», вызвавшей интерес участников чтений. Моему эйфорическому настроению более всего соответствовали стихи-картины «В бреду медового коктейля…», «Ожидание» и «Искристой неги мелководья…», вызвавшие позитивный отклик зала. Мне, в качестве заместителя председателя правления Смоленской писательской организации и уже постоянного участника фестиваля, также довелось представить своих коллег, приехавших на «Словенское поле»: Анастасию Самофралийскую, Веру Суханову и Владимира Королева. Их выступления на фестивале были содержательными и яркими. Надеюсь, и сами они получили массу хороших впечатлений от фестиваля.

В час, когда на набережной Пскова расцветали зонтики фейерверка, я уже рассекала окрестности Пскова на рейсовом автобусе, уносившем меня в Смоленск. У меня даже родилось небольшое стихотворение «Я влюблена в Изборск», но об этом в другой раз.

Групповое фото вверху Владимира Савинова. Фото моего выступления – со страницы фестиваля ВКонтакте, остальные – мои. Эти и другие фотографии с видами Изборска позже опубликую в отдельном альбоме (раздел сайта Фотоальбом)

На фестивале поэзии «Словенское поле-2014″ (Псков-Изборск)

01.08.2014

 Изборск знаменит старинной русской крепостью, «Изборским клубом» и поэтическим фестивалем «Словенское поле». 26 июля 2014 года у подножия крепости Изборск в тенистом саду начал свою работу четвертый фестиваль «Словенское поле». Как сказал в приветственном слове организатор и ведущий фестиваля Андрей Бениаминов (Псковская областная организация Союза писателей России), в 2014 году фестиваль посвящён памяти поэта и патриота Вадима Негатурова, погибшего 2 мая 2014 года в одесском Доме профсоюзов. На Словенское поле съехались 54 поэта и прозаика из Эстонии, Нижегородской и Московской областей России, Смоленска, Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова и Псковской области.

Почётными гостями фестиваля стали Николай Дорошенко – прозаик, главный редактор газеты «Российский писатель», секретарь правления Союза писателей России, а так же башкирский поэт, публицист, сатирик, лауреат ряда всероссийских и международных премий Марсель Салимов.

 Я приехала на фестиваль вместе со своими сыновьями Павлом и Иваном, чтобы они могли не только побывать в Изборской крепости и Псковском кремле, но и познакомиться с атмосферой поэтического фестиваля. Следует заметить, что организаторы фестиваля создали превосходные условия для его участников. Первый день фестиваля, 26 июля, проходил в музее-заповеднике Изборск. Для участников были проведены экскурсии по Изборской крепости и краеведческому музею. Старинные стены, башни, бойницы – все произвело впечатление на Ивана, несмотря на жаркий день. Павел задавал экскурсоводу профессиональные вопросы, особенно заинтересовался Труворовым городищем, на предположительное место которого на высоком плато Жеравьей горы указал экскурсовод.

Литературные чтения первого дня фестиваля проходили в тенистом яблоневом саду поблизости от крепости. Чтения открыла песня «Марш Куликова поля», написанная на стихи В. Негатурова, и минута молчания в память о жертвах трагических событий в одесском Доме профсоюзов, гражданской войны на Юго-Востоке Украины. На церемонии открытия фестиваля выступили Виктор Остренко – заместитель  Губернатора Псковской области и Наталья Дубровская – директор Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск». Затем поэты и барды представили свои произведения, в основном соответствующие жанру исторической поэзии. Я прочла стихотворение «Баллада о сожженных», посвященное событиям Смутного времени. Его действие происходит в Тверском Христорожденственском монастыре, разграбленном и сожженном польскими войсками. На чтения собралось более 50 участников и всем было предоставлено слово.

Из Изборска мы вернулись на комфортабельном автобусе в Псков. Раскаленные тротуары обдали нас жаром и Ваня «взвыл» от перспективы пешего похода до гостиницы (впрочем, расстояние было небольшое, не больше полкилометра). Решили присоединиться к поэтам во второй части поэтических чтений, которая проходила в арт-кафе «Винил», оформленном в духе 70-х годов 20-го века. Дети покушали мороженого, а я почитала стихи. Организаторы любезно предоставили мне слово сразу после Андрея Бениаминова (премного благодарна Андрею за организационное содействие). Я прочла стихотворение «Кто говорит на древнем языке…», продолжившее антивоенную тематику «Баллады о сожженных».

 Фестиваль продолжил свою работу 27 июля в Псковской областной библиотеке для детей и юношества имени В.А. Каверина. Все желающие побывали в музее романа «Два капитана». Ваня с удовольствием крутил штурвал и с интересом разглядывал экспонаты: корабельный нактоуз, фрагменты самолета и т.д. Затем перед собравшимися выступил Николай Иванович Дорошенко, рассказавший о своем творчестве. После презентации книг Николая Дорошенко состоялся еще один раунд чтений, сопровождавшийся раздачей всем участникам чтений Дипломов участника. Жюри определило также лауреатов, которым были вручены Дипломы I, II и III степени. В «Открытой номинации» Диплом первой степени  получил печорский поэт Эдуард Петренко, 2-е место не присуждалось, а 3-е заняла поэтесса Нина Ульянова из Новоизборска. В номинации «Профи» 1-е место присуждено поэтессе из Латвии Елене Копытовой, не присутствовавшей на фестивале по уважительной причине, 2-е место – у известной псковской поэтессы Веры Сергеевой, 3-е – так же у псковички – Надежды Камянчук. Номинация «Словенские ключи» (для молодых поэтов Псковской области), к сожалению, второй год подряд признана несостоявшейся. Получив памятный «Диплом участника фестиваля», я прочла стихотворение «Счастье» («Едва колышутся травинки…»).

Прекрасным завершением культурной программы, организованной для гостей фестиваля, стала экскурсия по Псковскому кремлю. Прикосновение к русской истории, посещение храма, обзор города со смотровой площадки на месте впадения реки Псковы в реку Великую – всё запомнилось нам. И, конечно, захотелось снова побывать в этих краях, где церкви стоят, как богатыри в золотых шеломах, охраняя рубежи России.  Такими же богатырями слова предстают и писатели, в добродушной и благожелательной атмосфере фестиваля прочитавшие свои стихи о любви к родному краю, о неприятии идеалов агрессии и наживы. И поэзия нашла  в древнем Изборске  своего слушателя, – как сказал закрывая фестиваль Андрей Бениаминов.