Путешествия


«Марьин скит» – новое видео из цикла «Мария Парамонова читает «Лучезарные стихи»

27.09.2020

Стихотворение «Марьин скит» открывает одноимённую книгу, а в книге «Лучезарные стихи» расположено на с.22 . Реки – древние дороги и по сей день связывают своими узами родные для поэтессы земли, оживляя историю и вдохновляя. Фото и видео для ролика сняты на берегу реки Вазузы у границы Тверской и Смоленской областей в 2020 году.

 

Словенское поле – 2020. Избранные страницы

23.09.2020

Поэтический фестиваль «Словенское поле» в 2020 году прошёл в десятый раз и в несколько необычном формате. Я смогла приехать только на третий день фестиваля – воскресенье 13 сентября, поскольку в субботу у меня занятия со студентами ТКТИ – филиала «МГУТУ имени К.Г. Разумовского». Впечатления от седьмого подряд фестиваля в Изборске на псковской земле – в моём небольшом видеоролике, смонтированном из телефонных фото- и видеокадров. Буду рада новым подписчикам моего видеоканала, отметкам и комментариям!

 

Десятый. Юбилейный. Внимательный фестиваль исторической поэзии в Изборске

15.09.2020

Мой любимый поэтический фестиваль «Словенское поле» состоялся в необычном формате. Фестиваль исторической поэзии прошёл уже в десятый раз, а я приняла в нём участие седьмой раз подряд. Традиции «Словенского поля» прежде формировались постепенно – основные поэтические чтения закрепились в изборском Нескучном садике близ крепости, разнообразные экскурсионные поездки первого дня познакомили поэтов с богатой историей и культурой Псковской области, а завершающий день уже несколько лет проходил в зале Псковского областного колледжа культуры и искусства в сочетании с экскурсией по Крому-Кремлю и прогулкой на теплоходе. Стали ежегодными и возложение цветов к памятнику солдату 1-й Мировой войны в третий день фестиваля, и приношение земель к Священному холму единения и славы России во второй его день.

Но год 2020-й войдёт в историю и опасной пандемией коронавируса, охватившей весь мир, и беспрецедентной борьбой с этим глобальным вызовом в России. Многие массовые мероприятия  пришлось принести в жертву безопасности. Фестиваль исторической поэзии, к счастью, избежал угрозы полной отмены, ведь он никогда не был частью массовой культуры – «Словенское поле» открыто на все четыре стороны, но притягивает преимущественно творческих людей и ценителей традиций русской литературы и истории. Они, к сожалению, а в данном случае и к счастью, составляют интеллектуальное меньшинство нашего общества.

Летом, когда Псковская область была закрыта для посещения гостями из других регионов, прошёл заочный литературный конкурс исторической поэзии – такой формат был использован впервые. Тематический конкурс, который появился в программе «Словенского поля» несколько лет назад, в этом году обратился к  духовной лирике и получил название «Свет обители». Он, к слову, проводился по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона.

А основная, очная часть фестиваля, перенесённая на сентябрь, наполнилась новациями, который с восторгом приняли участники, приехавшие из 17 регионов России и Донецкой народной республики. Была проведена акция «Книга в подарок», в рамках которой участники фестиваля представили и передали в дар свои авторские книги в библиотеку Псковской школы-интерната.

На сцене фестиваля выступили юные музыканты – братья Размыслович. В заключительный день, который вопреки обыкновению прошёл не во Пскове, а в Изборске, состоялись мастер-классы членов жюри и почётных гостей фестиваля. Перед участниками праздника поэзии выступили председатель жюри поэтического конкурса «Высота», секретарь Союза писателей России, академик Всесоюзной Академии поэзии, лауреат литературных премий поэт Игорь Тюленев из Перми и председатель жюри конкурсной программы фестиваля «Словенское поле — 2020», президент литературного благотворительного фонда «Дорога жизни», лауреат литературных премий Дмитрий Мизгулин (Ханты-Мансийск/ Санкт-Петербург).

Затем были подведены итоги очного и заочного конкурса исторической поэзии «Словенское поле» (каждый проводился в номинациях «Открытая», «Профи» и «Словенские ключи»), конкурса «Свет обители», посвящённого 110-летию со дня рождения старца Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина), а также поэтического конкурса «Высота»,  посвящённого 20-летию подвига десантников 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского полка.

Каждый лауреат читал свои стихи, присланные на конкурс. Я уже знала, что заняла третье место в заочном конкурсе исторической поэзии «Словенское поле», из числа участников заочного конкурса  я была единственной участницей фестиваля, остальные получат свои дипломы по почте. И у меня была счастливая возможность прочесть своё конкурсное стихотворение в том самом месте, которому оно посвящено. Это стихотворение «Подсолнухи на синем подоле…» из поэтического цикла «Сова Минервы».

Десятый, юбилейный фестиваль побудил организаторов подвести некоторые промежуточные итоги, проанализировать, как расширялась география конкурса, кто из участников так проникся духом исторической поэзии, что приезжает на «Словенское поле» из года в год. Самым постоянным, в том числе и мне, были вручены дипломы «Заслуженный участник фестиваля». Приятный сюрприз! Но это были ещё не все знаки внимания организаторов – по результатам десятилетия были вручены дипломы за серии статей о фестивале в СМИ – такой диплом получила и я.

 Мероприятия фестиваля прошли на открытой площадке музея-заповедника Изборск с соблюдением требований Роспотребнадзора по недопущению заноса и распространения коронавирусной инфекции. Новинкой стал смонтированный в саду тент, защищавших от дождя и ветра. И я, и другие постоянные участники – Ирина Яненсон, Андрей Теддер, Валерий Савостьянов были рады, что третий день проходил в Изборске. Погода выдалась хорошая и после фестивальных чтений все желающие отправились по ставшему традицией историческому маршруту: мимо Изборской крепости к Труворову городищу, затем к Труворову кресту, а потом к Словенским ключам. Тот самый маршрут, который описан в моём стихотворении «Подсолнухи на синем подоле…», именно это путешествие в невидимый град наполняет вдохновением на весь год, делает историю близкой и понятной, приоткрывает тайное. 

Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле – 2020» проводился в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» с использованием средств гранта президента России на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Участники получили значки с логотипом проекта «Чтобы помнили» в рамках которого проходил и онлайн-марафон поэтической декламации «Бессмертный полк русской поэзии».

Хочется поблагодарить за большую организационную работу наших коллег из Псковского регионального отделения Союза писателей России – Андрея Бениаминова, Виту Пшеничную, Игоря Смолькина-Изборцева и других. Радостно, что в такой сложный, аномальный год десятый фестиваль исторической поэзии состоялся в обновлённом формате, сочетающем внимательное отношение к здоровью участников, внимание к личности и творчеству каждого участника и, конечно, внимание к истории и литературе нашей страны!

Книгописцы и книгочеи в Манеже – «развлечение высокоинтеллектуального плана»

06.09.2020

Участие в Московской международной книжной ярмарке (ММКЯ) – 2020 было для меня не только именинным пирогом (всё же, представлять свои книги на крупнейшем книжном форуме – это праздник!), но и хлебом насущным. Впечатления этого дня ещё предстоит осмыслить, встречам надлежит дать продолжение, идеи следует воплотить. Но главный итог таков: книжный мир меняется, но продолжает жить как уникальный, не познанный до конца живой организм.

Презентация моих книг «Лучезарные стихи» и «Марьин скит» состоялась на стенде выпустившего их издательства «У Никитских ворот». Я прочла ряд стихотворений из книги, услышала возгласы одобрения, подписала книги покупателям – сплошь положительные эмоции. И даже не услышала, как это бывает порой, суровых читательских отповедей на тему рудиментарности поэзии как жанра. Книги серии «101 поэт XXI века» были весьма популярны в этот день.

Однако обстоятельное знакомство с ММКЯ вновь напомнило о том, что поэзия – падчерица рынка книгопечатной продукции. В центре зала расположился весьма крупный «Читай-город» – павильон известного книжного и интернет-магазина. Мои книги в этом интернет-магазине тоже продаются, но для книжной ярмарки маркетологи отобрали почти исключительно прозу. Исключение составили две небольшие полки с книгами поэтической серии классиков, входящих в школьную программу. Примерно также обстояли дела и на других стендах.

Здесь уместно вспомнить дедушку Фройда, говорившего, что все мы пришли из детства, и отправиться к стендам детских издательств. Их много – чуть ли не половина. Книги красиво оформлены, в основном большого размера и в твёрдых обложках. Но даже здесь сравнительно мало стихов. В основном сказки и небольшие рассказы, разного рода познавательная литература, вплоть до самоучителя по компьютерной игре Майнкрафт. Это удивительно и странно, но многое объясняет. Все дети хорошо воспринимают и запоминают стихи, многие даже говорят стихами, у кого-то этот талант сохраняется на всю жизнь. Но книги для детей покупают и издают взрослые, забывшие своё детство и детские стихи, но запомнившие мучительное заучивание наизусть в школе. Потому они думают, что детям интереснее рассказы и сказки в прозе, главное, чтобы были картинки поярче. Возможно со временем учёные исследуют, как это повлияло на новые поколения. А сейчас остаётся только надеяться, что поэзия, уже ставшая жанром не для всех, не станет лишь предметом научных исследований.

После осмотра «детского» сектора ярмарки я отправилась на весьма взрослую презентацию альманаха «Русская мысль».   Сценическая площадка на втором этаже позволяла присутствовать одновременно и на мероприятии и на ярмарке, шумевшей и бурлившей внизу. Встречу с редакцией «Литературной газеты», представляющей уникальный альманах «Русская мысль», выпущенный в преддверии ММКЯ, открыл главный редактор «Литературки» Максим Замшев:

«Культурный пласт, который есть сейчас в нашей стране (издание книг, выставки, спектакли), если сравнить с какой-нибудь Финляндией – хватит, наверно, на тысячу финляндий. К сожалению, мы не очень этим дорожим, не очень об этом рассказываем в традиционных СМИ, потому, что СМИ зачастую идут по пути «хайпа». Прочитал «шапку» в одной некогда серьёзной, уважаемой газете: «Анастасию Заворотнюк будут лечить вирусами от онкологии». В Литературной газете» этого никогда не будет, как бы это не было коммерчески привлекательно. Оказалось, что если открыть всё литературно-культурное пространство и выбирать из всех качественных текстов, невзирая на групповые и клановые каноны или идеологические пристрастия, то количество этих качественных текстов будет такое (коллеги не дадут соврать), что на планёрке каждый раз идёт битва, потому что всегда что-то приходится не ставить, полос не хватает, чтобы осветить полностью то огромное культурное предложение, которое есть. Мне лично очень грустно, что в мире Россию воспринимают по новейшим видам оружия, что на публичных мероприятиях мы демонстрируем новые вооружения, а не новые книги, жалко, что наши прогосударственные усилия по развитию русского языка, часто довольно неуклюжие, воспринимаются не как культурная, а как политическая экспансия. Всё это достаточно грустно, потому что в России такая огромная культура, такая «мягкая сила», и то, что писатели и многие деятели культуры находятся в таком положении, это, конечно, ужасно. И когда им говорят: «Свобода же! Пишите, продавайте свои тексты!», – это всё неправильно. Но я думаю, что «Литературная газета» всё же, при её тираже, является небольшой, но зримой возможностью интересным нашим людям заявить о себе. Конечно, перед каждым главным редактором после Чаковского (главред 1967-1988 гг.- прим.автора) стоит задача вернуть газете былую славу. Но при нынешней системе информации это, конечно, невозможно, но если брать основные принципы «Литературной газеты», такие как сострадание, желание помочь, желание дать высказаться разным точкам зрения и при этом сеять не рознь, а пытаться выявить общие точки в нашей интеллигенции, а если развлечение – то высокоинтеллектуального плана, то этим мы стараемся заниматься.
Здесь присутствуют сотрудники нашей редакции: заместитель главного редактора Анастасия Ермакова, Леонид Васильевич Колпаков, который, страшно сказать, работал в газете до Полякова, здесь Людмила Мазурова, заведующая отделом «Общество», здесь замечательный Владимир Павлович Смирнов, которого я считаю практически членом редколлегии нашей газеты, поскольку если что-то связано с литературой XX века, звонить Смирнову (В.П.Смирнов родился в Твери в 1941 г., преподаёт в Литинституте - прим. автора) , здесь Борис Евсеев, замечательный автор и друг газеты, работавший когда-то в «Литературной газете», Елена Осьминина – в номере, который выйдет в среду она выступает с замечательной статьёй о Куприне, Мария Парамонова – замечательный поэт из Твери, радетель поэзии, Тверь потихонечку становится поэтической столицей и благодаря Дому поэзии и другим мероприятиям».

О возрождении легендарного издания «Русская мысль» рассказали сотрудники «ЛГ» и авторы альманаха. «Русская мысль» — это издававшийся в Российской империи с 1880 года ежемесячный литературно-политический журнал. Он был весьма популярен, его считали трибуной кадетов, хотя её руководитель П.Стуве это отрицал. Журнал поддержал Февральскую, но не принял Октябрьскую революцию, вследствие чего в 1918 году был закрыт. Впоследствии издавался в Софии, Праге, Берлине, последний номер вышел в Париже в 1927 году. Сейчас за рубежом продолжают издаваться печатные издания с этим названием. Сам факт возрождения «Русской мысли» в России, несомненно, радует. В первом номере альманаха «Русская мысль» – статьи о писателях-юбилярах, стихи русскоязычных авторов из разных стран мира.

На этой презентации произошло ещё одно интересное событие -  Леонид Колпаков вручил первое четырёхязычное издание «Моабитской тетради» Мусы Джалиля его внучке и правнучке – тоже Джалиловым. Книга издана на татарском, русском, английском и немецком языках в одном переплёте. В гитлеровских застенках поэт написал четыре тетради стихов, 115 стихотворений дошли до читателя после расстрела поэта фашистами. Цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» стал известен широкому кругу читателей благодаря тому, что главный редактор «Литературной газеты» (1950-1953 гг.) Константин Симонов организовал перевод и публикацию произведений Мусы Джалиля, написал о нём статью.

После презентации альманаха «Русская мысль» я посетила стенд Союза писателей России, на котором книги, а также альманах и газету «День литературы» представляла Валентина Ерофеева – генеральный директор и выпускающий редактор этого газетно-журнального издания, поэт, прозаик, литературный критик. На ММКЯ Валентина Григорьевна не просто представляла Союз писателей России, она занималась архиважным делом – осуществляла реализацию книг, предоставленных писателями, для сбора средств на развитие молодёжной литературы. Здесь я встретила ещё двух замечательных писательниц – Наталью Чистякову и Полину Рожнову, создавших ряд интересных литературных проектов.

День выдался насыщенным и принёс немало интересных встреч и впечатлений. Всё же, несмотря на пандемийные ограничения в виде масок, снимаемых только для фото, перчаток и дезинфекции, ММКЯ стала заметным событием,  думаю, что не только для меня.

Видеоролик о моём участии в ММКЯ смотрите на моём видеоканале на Ю-Тьюб:

Сельцо – неизвестная родина Твардовского

05.08.2020

В конце июля делегаты правления Смоленской областной организации Союза писателей России осуществили поездку в Починковский район, взрастивший немало замечательных поэтов. Председатель правления Олег Дорогань, его заместитель Мария Парамонова (автор этих строк) и секретарь организации Галина Николаенкова посетили Киселёвское сельское кладбище, где похоронен Виктор Смирнов, возглавлявший Смоленскую писательскую организацию более 15 лет. В российском и мировом масштабе Починковский район известен прежде всего как родина Александра Трифоновича Твардовского.


 

Всем известные Починок с бюстом Твардовского на глянцевом гранитном постаменте и хутор Загорье (там мы побывали накануне, см. предыдущий репортаж) – это парадная витрина. А совсем рядом, в 500 метрах от Загорья зарастает кустарником погоревший 10 лет назад Дом культуры (клуб) в Сельце. Он был построен на средства Твардовского от Ленинской премии как дар землякам – это и есть память, которую важно сохранить. Что же касается Загорья – это произведение Ивана Трифоновича Твардовского, младшего брата поэта.

Я прочла на крыльце клуба своё стихотворение «Сельцо», посвящённое малой родине Твардовского. В июне, когда отмечалось 110-летие Твардовского я читала это стихотворение в ходе научной онлайн-конференции и получила положительные отзывы, поддержку своего мнения о необходимости вернуть людям дар Твардовского. Я написала статью, в которой предлагает пути положительного решения судьбы здания клуба в Сельце для сборника конференции.

А недавно Агентство стратегических инициатив (АСИ) объявило новый конкурс кластерных проектов, направленный на оживление национальных парков, заповедников, заказников. В Починовском (плюс Глинковском и Ельнинском) районе имеется заказник. Восстановление клуба можно было бы провести в рамках создания туристического кластера «Родина Твардовского» (название условное).

Рядом с клубом по просьбе поэта тогда же в 1960-х годах вырыли пруд. Посмотрите, как это выглядит сейчас: его можно было бы облагородить в рамках нацпроекта по развитию городской среды (он распространяется и на село).

Строки стихотворения «Я убит подо Ржевом» начертаны на Ржевском мемориале, президент цитирует их, призывает сохранять историю. А клуб, в котором была музейная экспозиция именно о военных стихах, даже не пытаются восстановить. Хотя здание добротное, из красного кирпича, и стены сохранились. Даже фотопортрет Твардовского как призрак смотрит через оконный проём…

Вопрос не в том, кто виноват, а в том, что делать?

День оленя в Судимире

04.08.2020

Статья опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка» за 5 августа 2020 года
и на Дзен-канале Ярмарки  под редакционным заголовком в сокращении

Воскресенье 2 августа дождь, наконец-то, прекратился, и как раз вовремя – в усадьбе Судимир был намечен большой праздник на открытом воздухе. Усадьба, также известная как «Оленья ферма Судимир», расположилась на левом берегу Волги близ деревни Судимирка Калининского района Тверской области. Лет десять назад здесь обосновалась семья Сергея Овчаренко, вдохновлённая идеей экотуризма, создания клуба оленеводов и любителей оленей. На площади 3 Га поселились олени и другие виды животных, создана инфраструктура, места размещения, а теперь появился и новый, как говорят чиновники, объект туристического показа – Музей оленя. Именно открытие Музея оленя и стало в этот день праздником для нескольких десятков детей и взрослых, приехавших в усадьбу Судимир.

Конечно, для того, чтобы погрузиться в атмосферу спокойствия, соприкоснуться с природой нужно хотя бы ненадолго выйти из зоны комфорта, ведь олени не живут в городах. По крайней мере, те из них, что относятся к парнокопытным. Кстати, семейство оленьих включает 51 вид животных.  Усадьба Судимир, безусловно, находится в экологически чистом районе Тверской области, в Каблуковском сельском поселении, так что от Твери необходимо удалиться километров на 30. Однако после Лисицкого бора асфальт заканчивается, а дорога, хотя и выровнена грейдером, оставляет желать лучшего. Дорожных указателей тоже не помешало бы добавить – интернет в этих местах слабенький, карты грузить не хочет, а без них можно затеряться где-нибудь в Лисицах.

Впрочем, гости праздника добрались благополучно не только на полноприводных авто, но и на малолитражках. На стоянке у входа в усадьбу, которая представляла собой выкошенный в травостое прямоугольный участок, расположился личный транспорт жителей Тверской области и столичного региона, москвичей, пожалуй, было больше. За ворота въезд гостям не разрешается, ведь транспорт может занести на своих колёсах опасные для оленей болезни, не говоря уже про выбросы вредных веществ.  Здесь передвижение возможно только на специальной вездеходной технике для сафари (вопреки расхожему мнению, это не охота на диких животных в духе Майн Рида, а поездка в дикие места).

На площади за воротами гостей встречала Анна Овчаренко – совладелица семейного бизнеса, экскурсовод и просто королева оленей. Зелёное льняное платье до пят с народным орнаментом сочеталось с повязкой-венчиком в волосах и поясом. На венчике – семилопастные височные кольца, похожие на те, что археологи в 1932 году обнаружили в нескольких десятках километров от Судимирки – при раскопках  курганной группы Пекуново-2 (Кимрский район, левый берег Волги) и датируются 11-12 веком.

На церемонии открытия Музея оленя  Анна Сергеевна отметила, что в экспозиции музея уже более 400 экспонатов:

- Это и почтовые марки с оленями, и значки и фигурки, и книги. Всё это нам присылали наши друзья-оленеводы со всей России. Я хочу посвятить этот музей своему дедушке, который собирал марки.

Голос Анны задрожал, вероятно, от воспоминаний о дедушке. Семейные ценности посетители усадьбы смогли разделить с пятнистыми оленями – у них недавно народились малыши, к немалому восторгу деток – гостей праздника.

Глава администрации Каблуковского сельского поселения Дмитрий Керданов был также растроган обилием гостей и атмосферой праздника:

- Вопреки всему Сергей Иванович Овчаренко, его доченьки, сынок, их друзья с нуля начинали этот проект, и у них получилось. Благодаря вам, тем, кто откликается на зов, кто ассоциирует себя с природой, с оленями, с культурой. Расскажите о сегодняшнем дне друзьям, пусть узнают, какие молодцы судимирцы!

Надежда Леонтьева, заместитель главы администрации Калининского района передала поздравления от главы района и расширила повестку дня до федерального масштаба:

- Неслучайно для открытия музея выбран день 2 августа. В это день народы Севера отмечают День оленя, праздник оленеводов. Я хочу пожелать, чтобы мы с вами больше знали, ведь мы живём на одной земле – земле Российской Федерации. Где бы мы ни жили – в Калининском районе или в Ямало-Ненецком автономном округе, мы – единый народ. В подарок для музея я хочу вручить куклу ручной работы, которая соединяет традиции славян и северных народов.

Главный специалист-эксперт  министерства Туризма Тверской области Анастасия Карелина также поздравила создателей музея с его открытием, пожелала развития и успеха.

После торжественных речей по традиции разрезали ленточку на входе в бревенчатое здание музея, но ленточка была не красной, а зелёной, что символизировало общность с природой. Анна Овчаренко провела первую экскурсию по только что открытому музею, после чего гости отправились к оленям.

В усадьбе живут 126 пятнистых оленей, 5 благородных оленей — маралов, 23 черкесских козлика, цесарки, и численность обитателей растёт естественным образом. Все желающие покормить животных могли приобрести пакет специально подготовленного и проверенного корма для оленей и коз, включая очищенную аппетитную морковку.

Гостям праздника были предложены экскурсии и  сафари, общение с пятнистыми и благородными оленями, кормление оленей и домашних коз,  фотосессии с животными на природе, развлечения с аниматорами в деревянном городке под гордым названием Судимирский кремль.

В березняке царила тишина, близ музея звучали переборы гусляров, а над башенками и горками городка раздавалась характерная для детской анимации музыка. Каждый мог найти что-то близкое для себя.

А во второй половине дня на сцене, построенной внутри судимирского «городища», состоялся концерт этнической музыки. Даниил Королёв, которого зрители вокального проекта «Голос» в 2019 году могли запомнить по впечатляющему выступлению, но акулы шоу-бизнеса добавили интриги, раскрутив тему непожатой руки Валерия Сюткина, выступил вместе с креативным гитаристом Ильёй Драгуновым.

Стиль исполняемых ими произведений не умещается в рамки славянской этнической музыки, особенно учитывая интерес Даниила Королёва к индийской теме и горловому пению. Своеобразный этноджаз с русскоязычным текстом или без него отсылает слушателя в глубину веков, когда неведомые нам индославы покоряли просторы Евразии, направляя свои стопы от северной прародины на юг и запад. И, конечно, рядом с ними были олени – благородные красавцы с добрыми глазами.

Мария ПАРАМОНОВА

На хуторе Загорье – родине Твардовского

02.08.2020

Представители правления Смоленской областной организации Союза писателей России – председатель Олег Дорогань, его заместитель Мария Парамонова (автор этих строк :)  и секретарь организации Галина Николаенкова посетили Загорье – усадьбу семьи Твардовских, где родился поэт. Усадьба была воссоздана его братом Иваном Трифоновичем. Испили водицы из колодца вдохновения, побеседовали со смотрителем филиала Смоленского музея-заповедника и отправились дальше – в Сельцо.
Смотрите небольшой фотовидеоролик с места события:


 

Для автолюбителей отмечу, что дорога от Починка до Загорья на участке после поворота с трассы на Ельню отвратительная – асфальт как лунная поверхность – весь в кратерах.

Ранее делегация Смоленской писательской организации посетила Киселёвское кладбище в Починковском районе, где похоронен поэт Виктор Смирнов, более 15 лет возглавлявший Смоленскую писательскую организацию.

Взгляд из самоизоляции

15.04.2020

Это фото я сделала не из моего окна – много лет назад этот вид открылся мне из бойницы одной средневековой крепости, но ощущение самоизоляции, по-моему, передаёт хорошо.  Также как стих из книги «Лучезарные стихи».

* * *

( из цикла восьмистиший «Лабиринт»)

 

Из лабиринта горьких дней
Без путеводной нити
Не сделав никому больней,
Увы, не выйти!

Как, отогнав кошмары снов,
Начать сначала?
Наверно, слишком мало слов
Слезами стало! 

Малым историческим городам необходим особый поход, они просто не могут быть неперспективными!

03.02.2020

Опубликовано в еженедельнике «Караван» №5(54) от 05.02.20 г., стр. 12

В обсуждавшейся на минувшей неделе теме реновации в регионах меня больше всего обеспокоило то, что в качестве примера привели город Белый – малый исторический город с многовековой историей. Дескать, там население меньше 4 тысяч человек, да и те будут рады из ветхого и аварийного жилья переехать в более крупный город. Полагаю, что в малых исторических городах нацпроекты должны помочь восстановить историческую застройку и создать общественные пространства. Тогда и местные сообщества оживятся и туристы потянутся.

В Белом я была лишь однажды, летом 2006 года. Городок этот запомнился мне милым и солнечным. Белый был основан в 1350 году. С 1708 по 1929 год он был центром Бельского уезда Смоленской губернии. После революции административно-территориальное деление многократно менялось. То  Калининская область, то не существующая ныне Великолукская.  Белый, прямо скажем, зачах. Снесли церкви, а во время войны были разрушены и многие красивые гражданские здания – Белый много месяцев был на передовой линии сражений.

Когда я жила в Смоленске, там часто упоминался Белый в историческом аспекте и как объект для небольшого путешествия. Расстояние от Белого до Твери – 294 км, а до Смоленска – 129. Может лучше обратно смолянам отдать, раз у нас слишком много малых исторических городов? Или будем гордиться огромной пустующей площадью Тверской области? Но ведь реализация проекта переселения из ветхого и аварийного жилья не обязательно должна вестись с переселением людей в многоэтажки. Можно застроить центральные улицы двухэтажными домами, восстановив облик исторического центра города. Но изнутри эти дома будут современными и комфортными. Что же касается общественных пространств – нужны площади, скверы, парки с памятными знаками, напоминающими о многовековой истории города.

Согласно летописным данным Белый в  XIV-XV веках был центром удельного княжества, а первый его князь Иван Владимирович  положил начало роду князей Бельских. Много веков находясь на границе, Белый был местом сражений.  В 1506 году  воеводой Василия III  П.С. Лобановым-Ряполовским была построена в Белом рубленая крепость на земляных валах с  двумя оборонительными линиями. Позднее польский король Сигизмунд подступив к Белому сжег посад, а крепость взять не смог. С 1606 года воеводой  Бельской крепости был  Г.Г. Пушкин , предок «солнца русской поэзии». А в 1613 году  в осажденном Белом  отряд шотландских воинов перешел на сторону Москвы. В их числе на службу русскому царю поступил Георг Лермонт, от которого пошел род Лермонтовых. Вот такая поэтическая история.

Было еще много уникальных страниц и имен в истории Белого. Пётр Первый, Екатерина Вторая, Баратынские, Энгельгарты, Голенищевы-Кутузовы, знаменитый путешественник Н.М. Пржевальский, философ В. В. Розанов, художник Н.П. Богданов-Бельский, православный миссионер Николай Японский и другие. Простое перечисление этих имен свидетельствует – экскурсия по Белому могла бы быть не менее увлекательной, чем по Торжку или Старице, вот только объектов показа почти нет.

Белый был одним из первых провинциальных городов, получивших регулярный план и образцовые проекты для каменных домов. Архитекторам хорошо знакомы эти проекты, и было бы несложно воссоздать исторический облик центра города, деликатно добавив к нему элементы комфортной городской среды. Плюс старые валы – отличная смотровая площадка, плюс городской парк, которому почти 200 лет. Плюс реки и озёра. К тому же некоторые здания сохранились – в них сейчас располагаются государственные учреждения. Ну и, конечно, церкви тоже  не мешало бы восстановить, хотя бы одну-две.

А подвиг Белого в годы Великой отечественной войны – 16 месяцев ожесточенных боев на передовой! Практически полное разрушение, гибель мирных жителей. Неудивительно, что население города существенно сократилось по сравнению с довоенным. На территории Бельского района захоронены более 26 тысяч воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

С такой историей Белый должен стать одним из значимых  туристических центров Тверской области. Скажете, что это «маниловщина»? Но ведь в рамках нацпроектов, конкурсов для малых исторических городов и при деятельном участии муниципальных и региональных властей это возможно. Малым историческим городам необходим особый поход, они просто не могут быть неперспективными!

Мария ПАРАМОНОВА
член Союза писателей России

И новая эра придет… Итоговый день «Словенского поля – 2019″

06.08.2019

Сегодня завершаю свой рассказ о поездке на фестиваль «Словенское поле – 2019″ в Псковскую область. В статье Ратники российской литературы я рассказала о церемонии открытия фестиваля, а в статье Излюбленный маршрут Марии Парамоновой речь шла о поэтических чтениях и прогулке по историческим местам Изборска. На этот раз местом действия будет Псков. Заключительный день фестиваля – 28 июля.

По традиции сбор участников был объявлен у Памятника солдату I мировой войны на набережной реки Великой (улица Воеводы Шуйского). В который уже раз я приятно удивлена тем, с какой любовью псковичи относятся к этой небольшой скульптуре. Вокруг – идеальный порядок. В нескольких кашпо кустится цветущая ампельная петуния. Поэты возлагают к памятнику красные гвоздики и читают стихи о Первой мировой войне. Это больше, чем дань памяти – это прикосновение к подвигу, смыкание времен, смыкание рядов…

После поэтического митинга у памятника участники фестиваля собрались в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского­Корсакова (ПОКИ). Там состоялся итоговый концерт «Словенского поля – ­2019», в программе которого выступили поэты и барды из числа участников фестиваля, членов жюри и оргкомитета.

Председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Николай Федорович Иванов подробно рассказал о новых направлениях работы писательского союза. Работа организации заметно активизировалась, повысилась открытость процесса приема в Союз, что вызвало неизбежное в таких случаях  противодействие застойных элементов. Николай Федорович ответил на вопросы об обмене членских билетов, о взаимодействии с региональными органами власти, о сотрудничестве писателей с инициативными группами и молодежью, а также о своем экстремальном опыте в журналистике.

Жюри подвело итоги поэтических конкурсов в молодежной номинации «Словенские ключи», «Открытой номинации», номинации «Профи» (для членов писательских организаций) и в специальной номинации «Стихи об Изборске». Эти итоги опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России. Замечательно, что абсолютно все участники получили памятные дипломы и прочли свои стихи (либо выступили с обращением к участникам фестиваля в прозе).

Разумеется, я очень рада, что компетентное жюри фестиваля под  руководством поэта Вадима Терёхина (Калуга) удостоило меня звания лауреата II степени в номинации «Профи». Разделил со мной эту радость и вторую ступень «пьедестала» поэт из Тулы Валерий Савостьянов. А победителем в высшей номинации стала Ольга Флярковская из Москвы. Со сцены ПОКИ я прочла стихотворение «Виршеловка», написанное под впечатлением последних писем Сергея Есенина. Стихи из конкурсной подборки опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России.  В дополнение к диплому я получила в подарок керамическое панно с видом на Городищенское озеро с Труворова городища и логотипом фестиваля, а также календарь с репродукциями картин – видов Пскова и стихами псковских поэтов.

 Завершение праздника поэзии было столь же памятным, как весь фестиваль. Прогулка на катере с гордым именем «Буревестник» по реке Великой в тридцатиградусную жару – отличная идея. На носу катера мы наслаждались ветерком, криками чаек и прекрасными видами Пскова. В прогулке по реке вместе со мной приняли участие Ольга Флярковская, тверские поэты Елена Павлинова и Борис Зверев и другие участники фестиваля. Уверена, что все участники девятого фестиваля «Словенское поле» уже ждут новой встречи на десятом, юбилейном фестивале в 2020 году.